Визит невежливости. В чем суть противостояния России и НАТО в Черном море? | В мире | Политика
С 30 октября в Черном море пасется американский эсминец Porter. 4 ноября к нему присоединился  флагман 6-го Средиземноморского флота США Mount Whitney. Днем ранее — танкер ВМС США John Lenthall. На визит вежливости не слишком похоже. Скорее наоборот. Враждебные воды С формальной точки зрения присутствие двух кораблей и одного судна из состава американского флота в […]

С 30 октября в Черном море пасется американский эсминец Porter. 4 ноября к нему присоединился  флагман 6-го Средиземноморского флота США Mount Whitney. Днем ранее — танкер ВМС США John Lenthall. На визит вежливости не слишком похоже. Скорее наоборот.

Враждебные воды

С формальной точки зрения присутствие двух кораблей и одного судна из состава американского флота в Черном море вполне законно. Об этом говорит подписанная СССР и признанная Россией Конвенция Монтрё*. Но настораживают несколько моментов. Начнем со «слабого звена»: с танкера. Танкер вместе с боевыми кораблями посылают, когда флот хочет сохранить боеготовность своих кораблей вне зависимости от снабжения топливом с береговых баз. То есть практически во всех случаях, когда действовать приходится во враждебных водах.

«Речь идет о внеплановых действиях сил США, которые создают многонациональную группировку вооруженных сил в непосредственной близости от российской границы, — сказано по поводу нагнетания обстановки в Черном море в официальном заявлении Минобороны России. — Подобные действия являются дестабилизирующим фактором в Черноморском регионе, одной из их целей является военное освоение территории Украины.

С учетом того, что в учении, помимо американских ВМС, планируется задействование тактической, патрульной и стратегической авиации, а также контингентов вооруженных сил Болгарии, Грузии, Румынии, Турции и Украины, налицо изучение предполагаемого театра военных действий в случае подготовки Киевом силового решения на Юго-Востоке…  Российские Вооруженные силы продолжают непрерывное наблюдение и отслеживание обстановки в Черноморском регионе».

Флагманский корабль шестого флота ВМС США Mount Whitney в грузинском порту Батуми. 08.11.2021
Флагманский корабль шестого флота ВМС США Mount Whitney в грузинском порту Батуми. 08.11.2021 Фото: РИА Новости

Откопать «Томагавки»?

В отличие от корабля управления Mount Whitney и танкера John Lenthall эсминец Porter солидно вооружен. Военные аналитики уже вычислили, что при пуске из его шахт крылатых ракет морского базирования «Томагавк» (дальность, в зависимости от модели, до 2500 км) под ударом окажется вся европейская часть России аж до Петрозаводска! Оно, конечно, так, но в этих условиях мир живет с 80-х годов прошлого века. Признать, что США собираются развязать полномасштабную войну с Россией силами эсминца, танкера и корабля управления, не готовы даже самые отъявленные параноики. В чем же тогда суть российской озабоченности ситуацией в Черном море?

«Американцы не подписали Конвенцию о морском праве и трактуют ее по-своему, — считает  военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — В Черном море американские корабли провоцируют работу наших средств обороны в разведывательных целях. При помощи таких нарушений они изучают, как реагируют наши системы обороны».

А если?

Слово «провокация», которое в последнее время все чаще повторяют российские военные, возникло неслучайно. Территориальные воды России, как и любого государства, начинаются на расстоянии 12 морских миль (22,2 км) от кромки берега. Однако в вопросе о том, что считать российским берегом, а что не считать, у России и Запада есть расхождения. Россия считает Крым своей территорией, а США и НАТО — не считают. На их картах Крым остается территорией Украины. Так что ВМФ России совместно с Береговой охраной ФСБ готовятся к пресечению возможных провокаций. Прецеденты уже были: в июне этого года крепость нервов морских пограничников и авиации ЧФ проверял британский эсминец Defender.

Провокация тогда не удалась, эсминец вскоре из Черного моря ушел. Но осадочек, что называется, остался. «В следующий раз, когда британский военный корабль войдет в крымские воды, напряжение будет еще выше», — писал корреспондент газеты Daily Mail Марк Никол прямо с борта эсминца. Как в воду глядел. Хотя осенью корабль оказался не британским, а американским.

Летом, что называется, пронесло. А что будет, если в этот раз удача от всех участников черноморского противостояния отвернется? А если будет открыт огонь не «по курсу нарушителя», а на поражение? А если будет ответный огонь и жертвы появятся с обеих сторон? Всем же известно, что инциденты на море с кораблями ВМС США могут привести к началу больших войн. Вспомнить хотя бы Тонкинский инцидент 1964 г., приведший к вступлению США в войну на стороне Южного Вьетнама. В нем тоже участвовал американский эсминец, только назывался он Maddox.

* Международный документ 1936 г. о статусе Черноморских проливов и порядке прохождения через них военных кораблей. Актуален до сих пор.

Кстати

9 ноября над акваторией Черного моря был обнаружен самолет разведки наземных целей  и управления нанесением ударов Е-8С ВВС США.

Он вылетел с авиабазы Рамштайн (ФРГ) и более 5 часов 13 барражировал на высоте 7-10 тыс. метров над северо-западной, центральной и северо-восточной частью Черного моря. Минимальное приближение к государственной границе Российской Федерации составило 35 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *